В столицу Владимир превратился из небольшого поселения. Этот поселок был назван в честь князя Владимира Мономаха, который высоко оценил расположение цепи холмов над рекою Клязьмой для строительства крепостей. Днем рождения города принято считать 1108 год, когда была завершена постройка крепости. Сыном Владимира Мономаха — Юрием Долгоруким и его внуком Андреем Боголюбским, были построены и другие новые города (Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Звенигород, Дмитров). Владимир постепенно разрастался и вскоре стал столицей Руси. По преданиям, когда князь Андрей Боголюбский вез на север из Киева чудодейственную икону (позже названной Владимирской иконой Божией Матери), кони остановились именно во Владимире и отказались продолжить путь. Икона творила здесь многие чудеса. Князь воспринял данный факт как знамение и вскоре перенес столицу из Киева во Владимир. Большое количество жителей славного города Киева перебралось во Владимир, и они принесли воспоминания о своем возлюбленном городе. Так гора с крепостью получила название Печернего города, а притоки реки Клязьмы — Почайна, Лыбедь, Ирпень, по названиям киевских рек.
С целью затмить красоту и великолепие Киева, а также для объединения вокруг Владимира Русских земель, в период с 1158 по 1165 год разворачивается крупное строительство. С постройкой Владимирского Успенского собора обе цели были практически воплощены. Этот храм должен был по величию превзойти Софию Киевскую и объединить вокруг себя русских людей. По площади нововозведенный храм уступал Софии Киевской, однако по высоте он превзошел не только ее, но и Софию Новгородскую. Собор был возведен в рекордно короткие по тем временам сроки, а именно, за два года. Началось строительство в 1158 году, а в 1160 оно уже было завершено.
Для строительства храма привлекались зодчие со всей Руси и даже других стран. Император Священной Римской империи лично прислал мастеров во Владимир. Золоченый купол храма был виден издалека, так как построен он был на высоком холме и выложен из белого камня. Столбы и стены были намного тоньше, чем в Софии Киевской. При строительстве использовался метод перспективного портала, когда каждому входящему в храм казалось, что он проходит через коридор из арок, которые отступают в глубину постройки. В те времена этот прием зодчества был очень распространённым. Внутри собор выглядел радостно и торжественно. В стенах храма и под куполом большое количество окон и за счет этого он хорошо освещен. Помимо этого полы сделаны из майолики и отлично отражают свет. В храме помещалось свободно до двух тысяч человек. В летописях Успенский собор сравнивали с храмом Соломона в городе Иерусалиме.
Во время правления Всеволода Большое Гнездо, храм сильно пострадал от пожара, но был спасен. Старые стены укрепили новыми, вокруг храма построили галереи, а ту часть, где находился алтарь, перестроили. Реставрацию храма полностью провели зодчие из Владимира. Монгольские войска в 1238 году окружили храм, обложили его бревнами и подожгли. Все укрывшиеся там, в том числе и семья князя Георгия Всеволодовича Владимирского, от огня и дыма погибли. Потрескавшиеся стены храма снова починили. Позже в многовековой истории Владимира храм не раз стоял на грани разорения, но постоянно отстраивался благодарными жителями.
К сооружению собора добавлялись различные пристройки, но до нашего времени сохранился только Георгиевский придел, построенный известным архитектором Артлебеном в ХІХ веке, и колокольня в стиле классицизма, с высоким золотым шпилем.
|