Начав совершать полеты на воздушных шарах, человечество принялось проводить исследования воздушного океана. Один из молодых бельгийских ученых - Робертсон, задался целью выяснить, какое влияние оказывают высотные полеты на воздушном шаре, на поведение магнитной стрелки. И это не являлось простой случайностью.
Ведь в огромном водном океане определение корабельного курса парусного судна помогает установить компас, магнитная стрела которого всегда показывает на север. Совершающий полёт воздушный шар – также небольшое суденышко, плывущее по воле ветров. А к чему может привести путешествие, если пилоту не известно направление движения? Поэтому возникла надобность в воздушной навигации.
Часть аэронавтов принялась брать с собой в полеты на воздушных шарах детальные географические карты, для ориентировки и определения своего местонахождения по ним в воздухе. Однако зачастую случалось так, что продолжительное время полёт воздушный шар совершал в облаках, а то и выше их. Каким тут образом можно сориентироваться, если земля скрыта из вида, и не понятно, куда совершает полёт воздушный шар и в каком месте он находится? Тут, как и морякам — аэронавтам необходим компас. Однако ряд ученых утверждал, что на большой высоте компас частично теряет свою точность, и даже может вообще отказать в определении северной стороны.
Поэтому Робертсон решил взять в полёт разнообразные приборы, включая и компас. Однако порывистый ветер, болтая шар, нарушил его планы: магнитная стрела компаса раскачивалась из стороны в сторону, осложняя измерения. Необходимо было повторить опыт.
В скором времени Робертсон прибыл в Россию, где его опытом заинтересовались академики Михаил Александрович Рыкачев и Яков Дмитриевич Захаров. Каждый из них в различное время совершали полеты на воздушных шарах. Захаров писал в своем рапорте в Академию наук о том, что главной задачей этого путешествия на воздушном шаре являются выяснения с высокой точностью о составляющих частях атмосферы и об её физических свойствах. Не забыли они упомянуть и о магнитном указателе компаса, однако и на сей раз полёт воздушный шар совершал в бурных вихревых потоках, и гондолу воздушного шара довольно сильно болтало сильными порывами ветра, по этой причине окончательно определить поведение магнитного указателя на высоте не представилось возможным.
Лишь намного позднее ученым удалось определить, что компас указывает северную сторону вне зависимости от высоты полета на воздушном шаре, и данный старинный прибор способен служить в воздухе с такой же надежностью, как и в море.
Двое ученых из Франции — Жан Био и видный химик и физик Жозеф-Луи Гей-Люссак, также совершали полеты на воздушном шаре. Однажды, прихватив с собой разнообразные научные приборы, включая термометр и барометр, ученые на воздушном шаре поднялись ввысь более чем на семь километров. Ученые смогли удостовериться, в том, что с чем выше высота — тем температура воздуха снижается, приблизительно на ноль целых шестьдесят пять сотых градуса на каждые сто метров высоты. В то время как на высоте в семь километров бушевал мороз — на земле царило тепло. Также барометр фиксировал весьма низкое давление, из-за сильной разреженности воздуха - дышать было довольно трудно.
Однако, несмотря на эти факты, ученые решили продолжать опыты. Между делом, они проверили опыт Захарова и Робертсона, который убедил их в том, что высота вовсе не влияет на качество показаний магнитной стрелки компаса. К тому же Гей-Люссак прихватил в полет на воздушном шаре ещё и стеклянные бутыли с отлично притёртыми крышками. Когда совершив полёт, воздушный шар достиг предельной отметки высоты, и открытые бутыли заполнил разреженный воздух. Затем Гей-Люссак плотно закрыл их крышками, таким образом, получив пробы высотного воздуха для исследований. В лабораторных условиях ученый провел скрупулезный анализ данного воздуха, и выяснилось, что он ничем не отличается по своему химическому составу от воздуха находящегося у поверхности земли.
Таким образом, Гей-Люссак понял, что сверхвысотные полеты на воздушных шарах несут пилотам затруднение дыхания не из-за другого состава воздуха, а просто из-за сильной его разреженности. Ученым стало ясно, что если, совершая полёт, воздушный шар будет оборудован баллоном со сжатым кислородом, для дыхания на большой высоте — то возможно будет совершать полеты на воздушных шарах ещё выше.
Однако пока эта мысль пришла ученым в голову — аэронавты на своём горьком опыте могли убедиться, что шутки с большой высотой опасны. В девятнадцатом веке Джеме Глейшер и Коксуэлл — естествоиспытатели родом из Англии, совершали полеты на воздушном шаре и в последнем из них забрались на ещё большую высоту, нежели Гей-Люссак и Био. Коксуэлл весьма ослабел, однако ещё держался, в то время как Глейшер ощущал себя весьма плохо — не был способен пошевелить ни рукой, ни ногой, ощущая безразличие ко всему и хотел только спать. Глейшер потянул за стропы клапана, для того чтобы стравить часть газа и опуститься ниже, но клапан заклинило, и предохранительная щель не появлялась. В конце концов, ценой неимоверных усилий, ученым удалось приоткрыть клапан и часть газа выйдя, позволила спуститься шару ниже, принося спасение ученым.
И в России также многие ученые совершали научно-исследовательские полеты на воздушных шарах. Но один из самых известных полетов сделал прославленный русский ученый химик Дмитрий Иванович Менделеев. Он утверждал, что именно в верхних слоях атмосферы находится «лаборатория погоды» и по этой причине считал просто необходимыми высотные полеты на воздушных шарах с научно-исследовательской аппаратурой.
Совершая полеты на воздушных шарах - каждая сотня метров высоты, давалась аэронавтам с немалым трудом, иногда даже с риском для жизни.
|