Как культурное направление дендизм возник и сложился в Англии в 19 веке. Но само наименование «денди», а именно «Jack-a-dandy» - красавчик – зафиксировано было довольно-таки давно до этого, еще во времена Шекспира. Слово «денди» прижилось в очень многих языках, даже во Франции, которая издавна являлась соперницей Англии в различных направлениях, в том числе и в моде. В России это слово появилось в 20 годах 19 века, правда, тогда оно писалось на английском языке.
Возникновение дендизма было связано с зарождением романтизма и являло собой не просто определенную манеру одеваться, а целую философию жизни, глубоко продуманную систему.
Денди, каждым штрихом своего внешнего вида и поведения выражает свою особенность, приподнятость над толпой. Денди – это романтичный, но гордый одиночка, отстраненный и холодный.
Отцом-основателем дендизма был англичанин Джордж Бра́йан Бра́ммел, получивший в дальнейшем прозвище Бо Браммел (1778 – 1840 годы жизни).
Основным новшеством для 19 века, которое он активно пропагандировал, было новое отношение к гигиене. Надо заметить, что и в настоящее время подобные процедуры считались бы крайне незаурядными, а именно: его каждодневный утренний ритуал длился не менее трех часов. Он состоял из различных водных процедур с растиранием тела жесткой щеткой, укладки аккуратно подстриженных волос, выщипывания лишних волосков пинцетом, а главное – он обязательно ежедневно принимал ванну из молока.
Сорочки он менял два-три раза в день, фраки два раза, перчатки - шесть раз. Для самовыражения ему служили различные аксессуары, в большей степени жилеты и шейные платки. Для того, чтобы добиться идеального узла на шейном платке он мог потратить до трех часов и израсходовать до двухсот платков.
В итоге, на прачек, которые стирали ежедневно его наряды, он потратил колоссальную долю состояния.
Еще одним ярким представителем дендизма являлся граф Робер Де Монтескью (1855-1921 годы жизни).
Знатный и богатый граф каждый момент своей жизни превращал в артистическое произведение, а он сам и его жилище сами становились произведениями искусства.
Так, например, в его гостиной в качестве декора были выставлены галстуки из его гардероба, так как он считал их чем-то совершенно удивительным.
В его ванной комнате стояла купель из розового мрамора, которую Людовик IVX подарил мадам Де Монтеспан. Граф Де Монтескью обнаружил ее в Версале, в заброшенном состоянии и тут же поспешил выкупить в личное пользование.
Так как его любимым цветом был серый со всевозможными оттенками, то в его особняке имелась комната, полностью выполненная в серых тонах. Но как-то граф посчитал, что в ней не хватает движущегося пятна. Проблему он решил достаточно неординарно – завел черепаху, чей панцирь он приказал покрыть позолотой и инкрустировать топазами. К сожалению, именно от этих ввинченных в него камней, животное в скором времени и скончалось.
Говоря о дендизме нельзя не упомянуть имя драматурга Оскара Уайльда (1854-1900 годы жизни).
Оскар в своем костюме делал ставку на экстравагантность. Для себя он находил черный и вообще темный цвет слишком скучным. В своем гардеробе он имел сюртуки фиолетового цвета, самых разнообразных цветов жилеты, плащи на ярких подкладках и лимонного цвета перчатки. В петлице он носил гвоздику или даже подсолнух, так как последний был его любимым цветком.
Одним из ярких его нарядов, который даже сегодня вызвал бы некий шок у окружающих, являлось насыщенно зеленое пальто, подбитое мехом, в сочетании с такого же цвета «боярской» меховой шапкой.
Все эти персонажи, бесспорно, являлись иконами стиля для своих современников. О них говорили и им подражали. Пытались достичь их уровня и примерить на себя их образ жизни. Они определили развитие мужского костюма на многие годы, а то и столетия вперед. Именно поэтому, они и сегодня, как и много лет назад, остаются известными и значимыми фигурами в сфере моды.
|