Наверное, никто не скажет наверняка, кто первый открыл огонь, изобрел орудия труда, оружие и кто изобрел колесо. Неизвестно, кто первый пытался объяснить восход и закат солнца.
Все эти открытия были стартом в поисках научной истины, и эти поиски продолжаются до сих пор. Люди по своей природе очень любознательны, и стремятся знать все об окружающем мире. И люди не просто получают знания, чтобы удовлетворить свое любопытство, они хотят применять полученные знания для своей пользы. Эта врожденная жажда знаний всегда была движущей силой в постоянном поиске научной истины.
Люди, которые делали первые попытки применить научные знания на практике, не назывались учеными. И на протяжении большого периода истории, науки в ее сегодняшнем представлении не существовало. Впервые слово «наука» употребил английский поэт Чосер в XIV веке и то, он подразумевал под этим словом все отрасли знания.
Первым ученым был зоолог. Как бы наука раньше не называлась, начало она взяла еще в Эдеме, когда первый человек стал исследовать окружающий мир. Еще до того как появилась Ева, Адам получил задание от Бога давать животным имена. Понятно, что, прежде чем дать каждому животному имя, нужно было изучить повадки этих животных. Сегодня эта наука называется зоология.
Позже первый сын Адама и Евы, Каин построил город. Для того чтобы построить город, необходимо было иметь достаточно знаний, чтобы сделать нужные для этого инструменты.
Позже, когда Египет стал мировой державой, научный прогресс достиг такого уровня, что египтяне смогли строить пирамиды, которыми восхищаются и сегодня. Построение таких пирамид требовало математических знаний.
Позже вавилоняне составили календарь и разработали систему чисел и систему мер. Китайская цивилизация тоже внесла свой вклад в науку. На материках Америки инки и майя развили высокую культуру, которая удивила их завоевателей. Европейцы никак не ожидали этого от «забитых туземцев».
Религия была важной частью жизни людей живших в древности. Поэтому наука и религия не развивались отдельно друг от друга. Это хорошо видно в развитии области медицины.
У Египтян, например магия и религия были связаны медицинской практикой. И главный маг государства, был главным врачом. Врачи Египта и Вавилона были под большим влиянием религиозных руководителей. В те времена верили, что многие болезни были вызваны злыми духами, которые попадали в организм человека. Соответственно и лечили человека заклинаниями, колдовством, и без жертвоприношений не обходилось.
Известный греческий врач Гиппократ, поставил под сомнение такие методы лечения. Считается, что он был первым, кто начал соревноваться со священнослужителями в поисках причины заболевания человека. Таким образом, постепенно разум и опыт начали вытеснять суеверия и догадки.
Несмотря на то, что Гиппократ отделил научную медицину от религиозного суеверия, о связи религии и медицины нам сегодня напоминает символ медицины, - Змей обвивающий жезл. Эскулапов жезл греческого бога врачевания, восходящий к древним храмам, где находились священные змеи. Эти змеи были олицетворением возрождения здоровья и жизни.
Несмотря на то, что Гиппократ был назван отцом медицины, он ошибался. Некоторые его взгляды, на сегодняшний день выглядят как фантастические. И это говорит о том, что и сегодняшние медицинские открытия в будущем тоже будут выглядеть смешными.
Познание научной истины, это процесс постепенный, и он влечет за собой отбор фактов и ошибок. Для того чтобы опыт передать следующему поколению, надо было найти надежный способ передачи информации. Устная передача информации, очень не надежна. Научившись писать, люди смогли передавать знания, которые могли использовать ученые в следующем поколении. До изобретения бумаги, писали на глиняных табличках, коже, дощечках, пергаменте, и папирусе.
Невозможен был бы научный прогресс без системы чисел. Математика стала универсальным орудием для химиков, физиков, астрономов, и инженеров и других.
С годами появились другие факторы в поиске научной истины. Человек, который приезжал в другую страну, появлялись новые впечатления. Новые запахи, звуки, вкусы. Все это разжигало его любопытство, и он естественно стремился узнать, почему в других странах все иначе. Естественно получая ответы на свои вопросы, человек набирался опыта, и становился мудрее.
Вездесущие греки. Чтобы мы не читали о древней политике, коммерции, мы всегда слышим упоминание греков. Сам термин философия произошел от греческого языка, и означает «любовь к мудрости». Греки были хорошо известны своей любовью к знаниям. В первом веке, когда апостол Павел посещал греков, он о них позже написал: «Афиняне же и все живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое». Поэтому нет ничего удивительного, в том, что именно греки больше всего «наследили» в науке, и оставили очень большое интеллектуальное наследие. Греки создали теорию о Вселенной, она заменила мифы возникновения мира и наконец, привела к полезным научным открытиям.
Греки прикладывали усилия, чтобы заменить ложные учения и теории своих предшественников, но и использовали те знания, которые считали правильными. Именно поэтому греческие философы древности стоят на порядок ближе к современному научному миру, чем другие древние народы.
Наука и религия
Позже на мировую арену вышли римляне. Они были не сильны в науке, их конек – политика. Римлян, в отличие от греков, больше интересовало решение повседневных проблем, чем поиск научной истины. Поэтому их лепта в науку была весьма не велика. Несмотря на это, римляне сыграли свою роль в передаче накопившихся научных знаний будущим поколениям. Плиний Старший в первом веке создал научный справочник, который известен под названием «Естественная история». Этот труд сохранил много научной информации, которая в будущем сыграла свою роль.
В V –XV веках ученые в Европе больше занимались изучением религии, чем познанием окружающего мира. И это естественно тормозило развитие науки. Такое торможение было связано с учениями христианского мира, которое уже, к сожалению, не имело ничего общего с учениями Христа.
Такой период научной тишины длился вплоть до XV века. Ученые в Европе конечно же делали какие то открытия в этот период ,но они небыли первооткрывателями. Китайцы были, наверное, самыми выдающимися первооткрывателями древности. Они задолго до европейцев пользовались компасом, начали изготавливать бумагу, порох и научились печатать подвижным шрифтом.
Можно сделать вывод, что из-за вакуума в «христианской» Европе, не христианский научный мир шагнул далеко вперед.
Научный прогресс
В IX арабские ученые преуспели в вопросах науки. В то время, как христианский мир тормозил науку в Европе, у них начался золотой век в области научных открытий. Можно смело сказать, что современная алгебра и геометрия взяли свое начало у арабов.
В VII веке, на мировую арену вышла новая религия – ислам. Она начала очень быстро распространяться. Многое они переняли у христиан живших на востоке. Они хорошо продвинули греческую культуру на востоке, перевили греческую философию на сирийский и арабский язык. Они ввели греческую медицину в Багдаде. Арабский язык стал языком науки на востоке.
Арабы не только переняли знания, они их сохраняли и передавали дальше.
Наверное, самым известным вкладом в науку арабами, было введение арабских цифр, которые заменили римские буквы. Считается что арабский математик аль-Хорезми, придумал арабскую систему цифр, но на самом деле он ее позаимствовал от индусских математиков Индии. Они изобрели их в III веке до н.э., а это за тысячи лет до того.
В Европе этой системой цифр не пользовались до того, как Леонардо Пизанский не ввел ее в «Книгу абака». Там он объяснил удобство арабской системы цифр и преимущество нуля, что с его помощью можно написать любое число. Европейцы не сразу приняли это новшество, но к концу средневековья они все-таки переняли новую систему чисел, и это в свою очередь способствовало научному прогрессу. Если кто-то до сих пор думает, что римские цифры не сложнее арабских, отнимите LXXIX от MCMXCIII . Ну, как? Не проще от 1993 отнять 79?
Начиная с XII века, ученые Европы стали основывать университеты, предшествующие современным. Так в XII веке, были основаны Парижский и Оксфордский университеты. В XIII веке основали Кембриджский, а в XIV веке – Пражский и Гейдельбергский университеты. К XIX веку эти университеты были главными центрами научного исследования. С самого начала своего основания эти университеты были под пристальным наблюдением и влиянием религии. Обучение было с религиозным уклоном. С другой стороны учения были пропитаны греческой философией.
Фома Аквинский был тем ученым, который решил объединить учение христиан с аристотельским учением. Его позже даже назвали «христианским Аристотелем». Фома отрицал, что мир существовал всегда и верил, что согласно Библии, Бог сотворил этот мир. Он также был убежден, что Вселенная, это система, которую можно познать разумом. Позже о Фоме будут говорить, как о том, кто внес ценный вклад в развитие современной науки.
Церковь признавала учения Аристотеля, Птолемея и Галена как непреложную истину. В средние века интерес к научным опытам и наблюдениям очень понизился, а вот слово Аристотеля было законным. Выражение «сам Аристотель сказал…», в средине века было неопровержимым доказательством любых «научных» экспериментов. Такой подход очень тормозил научный прогресс в области физики и астрономии.
Монах Роджер Бэкон, живший в средние века в Оксфорде, осмеливался оспаривать слепое повиновение устаревшим взглядам. Уже в 1269 году опередив свое время, он предсказал автомобили и самолеты, и корабли с двигателями.
Но, так как Бэкон верил в астрологию, магию и алхимию, его познание фактов было ограничено. Это лишний раз доказывает, что наука, всегда нуждается в проверке фактов.
|