Неоднозначный фильм о неоднозначной личности. Это последняя картина Сергея Эйзенштейна. Картина, воплотившая все его новаторские идеи и ставшая примером для подражания многих последующих режиссеров как советских, так и зарубежных.
Картина сделана удивительно стильно. В целом монохромная, но насколько эта монохромность многогранна. Черный и белый, свет и тень. Тени зачастую становятся главными действующими лицами, именно с их помощью режиссер и оператор доносят сюжетный замысел до зрителя. Палаты царского трема живут своей особой жизнью, тени там властные хозяйки. Неожиданный эффект производят несущиеся облака над статичной, неподвижной панорамой. Множество акцентов расставлено именно визуальными эффектами – крупный план профиля Ивана на фоне далекого и очень мелкого крестного хода, одинокий шатер царя у Казани на холме, пустые и необъятные комнаты дворца, заполненные клубящимися тенями. И вот цвет появляется, но это кровавый красный колер в дикой, наполненной темной инфернальной энергией финальной пляске. Реализации такого неординарного проекта способствует и музыкальное оформление Прокофьева, и костюмы, декорации.
Сам же сюжет, точнее его отношение к реальной исторической основе несколько спорен. Картина снималась практически по заказу Сталина, который себя в определенный период где-то даже отождествлял с Иваном IV Грозным. На самом деле Иван был очень интересной личностью, со сложной судьбой. В три года у него умирает отец, и Иван остается номинальным правителем с опекунским советом. При этом необходимо учитывать тогдашнюю обстановку – каждый боярин, каждый крупный владетель считает себя практически равным Великому князю, которого вполне возможно заменить, благо практически вся верхушка власти повязана кровными узами и имеет равные силы. В 15 Иван становится совершеннолетним и вот тут происходит совершенно необычное дело. Он первым из русских князей венчается на царство, тем самым принимая традиции наследника Великой Римской империи – Византии. Это ставит его по титулу и званию на одну доску с другими европейскими правителями, укрепляет центральную власть, как данную от бога и обеспечивает ему поддержку церкви. Главным достижением Грозного стало укрепление центральной власти, сбор земель, за время его правления территория страны увеличилась вдвое! Реформа правовая, организация власти, установление дипломатических отношений, начало книгопечатания. Но вот методы достижения этих результатов… Опричнина – яркий пример использования террористического подхода к свершению революционных изменений.
Жанр: драма, исторический фильм, биографический фильм Режиссёр: Сергей Эйзенштейн Автор сценария: Сергей Эйзенштейн В главных ролях: Николай Черкасов, Людмила Целиковская Оператор: Эдуард Тиссэ, Андрей Москвин Композитор: Сергей Прокофьев Кинокомпания: Мосфильм,ЦОКС Длительность: 100 мин (1-я серия) 100 мин (2-я серия) Страна: СССР Язык: русский Год: 1944
|