Часто проходя по улицам города, мы можем видеть на стенах эту «живопись». Конечно на центральных улицах в меньшей степени, но зайди мы в маргинальный район, сможем наблюдать граффити во всей своей красе – на стенах домов, гаражей, в подъездах и на лестницах, в метро и подземных переходах.
Граффити плотно вошло в нашу жизнь, растет его популярность среди молодежи, но отношение к нему неоднозначное, хотя стало более лояльное со временем. Люди перестали так активно обсуждать и осуждать граффити. Люди просто стали привыкать к разрисованным городским стенам и подъездам. Хотя, более старшее поколение до сих пор воспринимает граффитистов (райтеров) как вандалов, молодежь относится к ним более лояльно, даже восхищается и подражает некоторым, и может оценить граффити с позиции творчества.
В чем же связь вандализма и граффити? Согласно «Большой Советской Энциклопедии» вандализм – бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Но граффиисты, это не озлобленные на мир вандалы, режущие сидения в транспорте, уничтожающие культурное наследие, памятники истории. Это своеобразна альтернативная форма выразить свое мнение. И, наверное, самое свободное из средств самовыражения и художественного самоутверждения. Причем выразить его можно инкогнито.
Граффити говорит: Обратите на меня внимание!
Любой художник стремится к самовыражению, а также славе и признательности. Достичь этой цели можно различными способами. Наиболее легкий из них это попадание в СМИ посредством фотографии, съемки в клипах. Taki 183 стал первым, кто получил популярность таким образом.
Так зачем же все же люди берут в руки баллончик и выходят на улицы?
Есть еще один стоящий внимания аспект. Граффити зародилось то ли в Нью-Йорке в 60-х годах, то ли в Филадельфии в 70-х, и рисунки граффити служили для пометки территорий между враждующими группировками. Поэтому райтеры так помечают свое пространство. Все здания, сооружения постройки их района воспринимаются ими как свои. И граффити очень удобный способ обозначить это. В какой о степени это напоминает животный инстинкт. Ведь многие животные помечают свою территорию. Тут граффити выступает в качестве своеобразной метки.
Хотя вызвать желание рисовать на стенах может как банальная тяга к творчеству, так и негативная реакция. Это же еще и способ получить дозу адреналина. Власти борются с этим явлением, и часто райтерам приходится удирать о полиции.
В основном граффити рисуют баллончиком или маркером. Это не самое дешевое занятие.
Одного баллончика хватает примерно на полтора квадратных метра стены.
На одну картину уходит до четырех часов.
Порой райтеры и власти находят общий язык. Результатом их договоренности становятся соревнования по уличному искусству, этакие фестивали граффити. На соревнованиях каждому участнику, или команде, дается время для создания рисунка. Завершается композиция обычно «тэгом» - собственной подписью райтера или команды.
Споры о том, что же для нас граффити - вандализм или неоцененное искусство не утихнут до тех пор, пока будет жить само граффити. Но поскольку стенопись нам известна со времен палеолита, вряд ли это случится в обозримом будущем.
|