Экранизация А.Тарковского знаменитого романа Лема. Экранизация очень спорная и неоднозначная. Сам автор первоисточника непримиримо отнесся к проставленным в картине акцентам, вообще считал, что кино роман полностью исказил его замысел.
По версии Тарковского разумный (предположительно) океан Соляриса – это некая метафора человеческих памяти, совести, его чувства вины. Это зеркало, в котором человек видит свое отражение и через которого переоценивает свои поступки и мысли. Кроме того у Тарковского ясно звучит мотив необходимости для человека везде в любом путешествии некого якоря, корней, привязанностей – Земли, человечества, семьи.
Для познания себя, по мнению Тарковского, человеку нужно искусство, именно благодаря живописи, литературе, музыки просыпается осознание себя у Хари. Фильм просто перенасыщен такими знаками: это множество полотен Брейгеля, участвующих практически в каждой сцене и не только в качестве антуража, декорации, а зачастую как полноценные герои. Через «Времена года» показывается связь с Землей, как основой, прародиной человечества, тщетность попыток уйти от нее, полностью оторваться. Только в познании Вселенной приходит познание себя, и как бесконечна Вселенная, так же бесконечен и процесс познания.
Вся картина - это коллекция символов и метафор. Особенно показателен финал фильма. Его как раз и не одобрил более всего Лем. По Лему конец романа полностью детерминирован. У него Крис остается на Солярисе добровольно, но без всякой надежды. В картине же Крис оказывается на островке реальности, материализованной на поверхности океана вместе с отцом и вся сцена копирует картину «Возвращение блудного сына». Эту сцену можно воспринимать и как результат контакта, достижение определенного взаимопонимания между различными разумами. И как малость наших знаний, человеческого существования в океане Вселенной
Главной же мыслью кино романа является развитие в себе желания познавать, проникать в суть вещей, чувствовать и понимать.
Жанр: драма, фантастика Режиссёр: Андрей Тарковский Автор сценария: Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн В главных ролях: Донатас Банионис, Ольга Барнет, Наталья Бондарчук, Николай Гринько Оператор: Вадим Юсов Композитор: Эдуард Артемьев, Иоганн Себастьян Бах Кинокомпания: Мосфильм Творческое объединение писателей и кино работников Длительность: 165 мин. Бюджет: 1 млн руб. Страна: СССР Год: 1972
|