Еще одна картина-мифотворчество. Наверное, нет лучшего показателя проникновения в массовую культуру некоего понятия, образа, чем включение его в народную мифологию. Чапаев и Штирлиц одни из главных образов советских анекдотов, и дали им путевку в жизнь именно кинематографические произведения.
Так вот и «17 мгновений весны» породили Исаева-Штирлица. Образ совершенно особый вышел – холодный (по крайней мере, внешне), расчетливый. Вообще со стороны кажется совершенно нереальным такое напряжение, постоянный контроль, спокойствие и невозмутимость. И только иногда отдельных эпизодах проскакивает Человек.
Человек, у которого есть эмоции, чувства, надежды, страх.… Это и встреча 23 февраля с картошкой и музыкой, свидание с женой и т.д. Остальные персонажи тоже производят великолепное впечатление своим реализмом и выпуклостью. И под реализмом я понимаю не документальное соответствие некоему прототипу, а живость, не шаблонность, похожесть на нормального человека, соседа-сослуживца. Потому и запоминаются образы: Шелленберг, Мюллер, пастор Шлаг, Пельшнер, Кэт…
Содержательно картинка отражает 17 дней 1945 года (12 февраля-24 марта). Советский резидент фон Штирлиц, занимающий пост в СД, получает задание добыть информацию по сепаратным переговорам между руководством Германии и спецслужбами США и Великобритании о заключении перемирия. В результате его действия вызывают подозрения у гестапо, начинаются проверки. По воле случая теряется связь с центрами – гибнет один радист и попадает в лапы гестапо вторая. В то же время Штирлицу удается установить кто ведет переговоры и, стравив различные службы, сорвать их. Далее сложнейшая комбинация по организации передачи информации в Центр, отведению от себя подозрений и продолжение работы…
Говорить о работе съемочной группы, актеров просто нет смысла – они великолепны. Чудесна так же музыка Таривердиева, живущая уже самостоятельной жизнью. О ляпах всевозможных говорить тоже не хочется – они есть, как и в любом другом фильме.
И конечно же нельзя не упомянуть о колоризированной версии 2009 года. Фильм изменился, причем не только визуально. Изменено была длительность каждой серии, они сокращены порядка 25%, и содержательно – выброшены многие диалоги, некоторые сцены, части фраз.
Жанр: политический детектив Автор: идеи Юлиан Семёнов Режиссёр: Татьяна Лиознова В главных ролях: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков, Юрий Визбор, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев, Екатерина Градова Страна: СССР Телеканал Киностудия: им. М. Горького (СССР) На экранах с: 1973 Количество серий: 12
|