Сейчас ученые утверждают, что человечеству больше миллиона лет. А сколько из этого срока человек был неграмотным? Письменность, вероятно, возникла только 20—15 тысяч лет назад.
Когда люди стали пытаться что-нибудь сообщить, не видя друг друга, то находили для этого разные способы. Появилось, например, узелковое письмо. Особенно оно было развито в Южной Америке. К толстой веревке привязывали, как бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины, а уже на этих шнурках завязывали узелки. Черный узел означал смерть, желтый — золото, зеленый — хлеб. Прочитать такое письмо было не очень-то легко. В современной школе дети учат буквы, из них составляют слоги, а потом и слова. Индейские же дети учились обращать внимание и на толщину, и на цвет шнурков, и на то, как завязан узел, и какой узел рядом.
У индейцев, которые жили на берегу океана, узелковое письмо заменяли бусы из разноцветных морских раковин, которые распиливали на маленькие пластинки и нанизывали на нитки.
Что нам осталось в наследство от этого письма? Узелки на платках «для памяти» и значения разных цветов. До сих пор белый флаг говорит о предложении мира, черный — означает несчастье. На государственных флагах каждый цвет и их сочетание что-либо обозначают. Цветовое письмо — это и флажки на мачтах кораблей, и всем привычный светофор на дорогах.
Другим способом было рисование. В таких рисунках можно было понять общий смысл, но прочесть в привычном для нас понимании нельзя было ничего — не было ни слов, ни букв. Каждый рисунок становился знаком для обозначения нарисованного предмета. Это глаз, солнце, звезда, вода. Просто и удобно, но как выразить более сложные понятия? На помощь пришел человеческий ум, который может обобщать,— появились символы. Что может означать нарисованный свиток папируса? Конечно же, «ученость». А пчела? «Трудолюбие». Если нарисовать глаз и собаку, получится «злой человек», а глаз и воду — «плакать».
Такие письменные знаки, выражающие смысл слова, а не звуки языка, использовали многие народы, и не только тысячи лет назад, но в более поздние времена. Например, до первой четверти нашего века многие народы Сибири и Севера были неграмотными, но условия таежной жизни, постоянные переезды требовали общения друг с другом. И появились оригинальные приемы связи, позволявшие людям, находившимся на значительных расстояниях, сообщать те или иные сведения, просить о помощи, отдавать распоряжения.
|