В оркестре деревянные духовые инструменты представлены поперечной флейтой, гобоем, кларнетом и фаготом (возможно, также саксофоном). Они различаются между собой по способу извлечения звука: скошенный край у поперечной флейты, простой язычок у кларнета и саксофона, двойной язычок у гобоя и фагота. У них есть многочисленные эквиваленты среди народных инструментов: в Европе – флейта Пана, окарина, комуз, гармоника, а также вне Европы – арабская флейта ним, японская флейта шакухаши, азиатский орган, арабский гобой зама, вьетнамский и др.).
Медные духовые инструменты в оркестре – это валторна, труба, тромбон и туба. Кроме материала, общим для этих инструментов являются способ извлечения звука (путем вибрации губ возле отверстия различной формы) и раструб. Медные сначала изготавливались без пистонов, как свидетельствуют их предшественники рожок и охотничий рог. Современная система была введена в XIX в. Другие основные медные инструменты (фанфары и гармонии) – корнет-а-пистон, семейство рожков и саксгорнов и геликон.
Труба.
Она известна с античных времен, в XV в, приобретает укороченную современную форму. Система пистонов появилась в 1820-1830 гг.
Поперечная флейта.
В течение XVIII в. поперечная флейта, снабженная мундштуком, позволяющим модулировать звук (при помощи губ исполнителя), заменяет прямую флейту, звук которой фиксирован. В XVIII в. на поперечной и прямой флейтах исполнитель, чтобы извлечь разные ноты, закрывал пальцами отверстия в корпусе инструмента. В 1832 г. Т. Бём использовал ключи, систему, которая стала общей для всех деревянных духовых инструментов.
Валторна.
Снабженная пистонным механизмом, облегчающим игру на инструменте, валторна заняла место в оркестре в 1865 г Она настроен на фа- или си-бемоль.
|